10 August 2021

ЦИФРОВЫЕ ЗАКУПКИ: Электронные площадки, а вы готовы к изменениям?

В июле Президент подписал долгожданный «оптимизационный» пакет поправок в законодательство о контрактной системе. С 1 января 2022 года у профессионалов начнется новый отсчет времени в истории закупок. В частности, изменения, внесенные в 360-ФЗ, коснутся электронных площадок – очень много нововведений в законе затрагивают именно цифровизацию закупочного процесса.

Редакция сетевого издания «Цифровые Закупки» предложила принять участие в блиц-опросе руководителей федеральных электронных площадок – партнеров Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» и наших хороших друзей. Читатели из первых уст узнают не только о готовности электронных площадок начать жить по-новому с 1 января будущего года, но и о востребованности магазинов «малых закупок», а также о возможности дружбы между «электронными» конкурентами в общих интересах.

Благодарим участников блиц-опроса за открытость и готовность поделиться с читателями откровенной информацией.

  1. Успеет ли ваша электронная площадка адаптироваться к 1 января 2022 года?
  2. В рамках данных работ планируется ли совместная деятельность с другими площадками несмотря на то, что формально они являются вашими конкурентами?
  3. С 1 апреля 2021 года заработал механизм закупок малого объема до 3 млн рублей. Как обстоят дела в продвижении данного инструмента? Не будет ли отложена работа в связи с необходимостью адаптации к основному пакету изменений?

Дмитрий Сытин, генеральный директор АО «ТЭК-Торг»

  1. Мы, безусловно, успеем к указанной дате. У нас создан очень эффективный процесс разработки программного обеспечения, и мы уже начали доработку площадки.
  2. Пока мы не видим изменений, которые необходимо реализовывать путем создания совместных сервисов. Тем не менее, мы всегда открыты к сотрудничеству, в том числе и с партнерами по отрасли.
  3. Данный способ закупки сейчас доступен для наших заказчиков и поставщиков, но большой популярностью он не пользуется. Основная причина – сложность процесса для поставщиков. В условиях нестабильной внешней среды проблематично обеспечивать стабильные условия оферты. Я не вижу связи между адаптацией к изменениям и «закупкой с полки». Одно на другое никак не повлияет на нашей площадке.

Николай Андреев, генеральный директор Сбер А (АО «Сбербанк-АСТ»)

  1. Для того, чтобы адаптировать площадку к требованиям «оптимизационного» пакета, у Сбер А есть все необходимые инструменты. Новые поправки во многом закрепляют те принципы, которые уже лежат в основе наших сервисов – это унификация, автоматизация, упрощение. Мы стараемся идти на опережение, поскольку видим, что за этим стоят реальные потребности участников торгов. Наши клиенты плавно перейдут к закупкам по новым правилам, вовремя, с полным соблюдением всех требований. При необходимости наши специалисты окажут всю необходимую поддержку, а техническая сторона будет готова полностью в срок.
  1. Совместная деятельность была необходима, когда мы все участвовали в обсуждении поправок в интересах всех участников контрактной системы. Сейчас площадка самостоятельно адаптирует свое программное обеспечение, в этом и есть специфика и уникальность каждого оператора.
  2. Наша площадка первая реализовала механизм «закупки с полки» по части 12 статьи 93 44-ФЗ, и мы запустили первую интеграцию с системой ВСРЗ (РМИС) в регионах, чтобы встроить этот способ закупки в общую линию обычных процессов, которые уже налажены. Нововведения, вступившие в действие 1 апреля, уже позволили существенно сократить сроки закупочных процедур, и количество таких процедур растет. Все поправки, которые коснутся этого способа закупок, будут также своевременно учтены в работе. Магазин «малых закупок» по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 44-ФЗ все более востребован, развиваются инструменты и сервисы, все больше регионов подключают свои витрины прямых закупок, поставщики становятся на нашу виртуальную полку и создают сайты на нашем сервисе – sberb2b.ru

Сергей Габестро, генеральный директор ООО «Фабрикант.ру»

  1. Как правильно подчеркнуто, Президент РФ подписал «оптимизационный» пакет поправок в законодательство о контрактной системе. Поэтому все участники этой системы: Федеральные исполнительные органы власти РФ, отвечающие за ее регулирование, заказчики, поставщики и, конечно, электронные площадки, обязаны к данному моменту времени быть готовы работать в сфере закупок по новым правилам. Естественно, самый большой блок работы ложится на Управления федерального казначейства и операторов электронных площадок в части настройки работы ЕИС с ЭП по определенным интеграционным схемам взаимодействия. Как показала практика совместной работы по реализации предыдущих изменений в Закон о контрактной системе, совместными нашими усилиями почти все новшества внедрялись в установленные сроки.
  1. Ответ на второй вопрос почти содержится в ответе на первый. При этом, хочу подчеркнуть, что только тесное взаимодействие с нашим коллегами позволяет нам результативно, эффективно и своевременно осуществлять цифровизацию всех этапов закупок. А это, соответственно, приведет впоследствии к сокращению расходов соответствующих бюджетов и минимизирует трудозатраты заказчиков при осуществлении закупок.
  2. Я так понимаю, мы говорим с Вами о «закупке с полке» (ч.12 ст. 93 44-ФЗ). У меня на сегодняшний момент нет однозначного положительного ответа. Вроде, сама по себе процедура предельно проста: сжатые сроки проведения, не требуется размещение документов в ЕИС, риск нарушения в такой закупке минимален. Кроме того, предварительное предложение участника, содержащее минимальный перечень параметров: наименование товара (характеристик), страны происхождения, единицы измерения, цены за единицу и т.д., всего лишь должны соответствовать требованиям заказчика. При этом ЭП с помощью программно-аппаратного комплекса площадки определяет предварительные предложения, соответствующие требованиям заказчика с наименьшими ценами за единицу товара. Дальше все как в обыкновенных процедурах закупок, т.е. выбор заказчиком предложения с наилучшими условиями и заключение контракта. Но практика показывает иное. Самая большая трудность заключается, в том, чтобы найти соответствующие предварительные предложения требованиям заказчика. Если говорить языком цифр, то по данным ЕИС на 20.07.2021 г., заключено всего 239 таких контрактов. Как вывод могу сказать следующее – только правоприменительная практика и внесение соответствующих изменений позволит данной процедуре использоваться заказчиками как эффективный инструмент при закупке товаров, а, может быть, в будущем работ и услуг, имеющих конкурентные рынки с технически не сложными характеристиками.

Яков Геллер, генеральный директор Электронной торговой площадки Республики Татарстан

  1. У нас нет вариантов. Законы нужно выполнять. В том числе и этот закон. Следовательно – должны успеть!
  2. Мы надеемся, что наши кураторы – регуляторы будут оказывать координирующее воздействие. Очевидно, что нужно единообразие решений. И дело тут не в конкуренции (какая может быть конкуренция, если технические решения одинаковы и алгоритмы нормативны). Дело в обеспечении резидентам контрактной системы проектного уровня комфортности пользования инструментом.
  3. Инструмент «до 3 млн», очевидно, не востребован заказчиками. Счет проведенных процедур по всей стране идет на десятки единиц суммарно на всех ФЭТП. И это с учетом ошибок и наивности заказчиков… Представляется правильным внесение очередных изменений в алгоритмы, прописанные для этой процедуры ранее. И до той поры, пока разрабатываются такие алгоритмы без проработки с операторами ЭТП, будут подобные казусы… К сожалению.

Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-Тендер

  1. Наша ключевая задача, как федеральной электронной площадки – неукоснительное исполнение законодательных требований в области организации электронных закупок. Соответственно, вопрос «успеете/не успеете» для нас не стоит в принципе. Это наша обязанность. Мы всегда готовимся к законодательным новациям заранее и, можно сказать, что к новациям «оптимизационного» пакета готовы уже сейчас.
  2. Коллаборация между площадками является частью нормального рабочего взаимодействия. Мы постоянно на связи с коллегами по всем рабочим вопросам, и в данном случае «оптимизационный» пакет ничего принципиально не поменяет.
  3. Закупки малого объема продолжают демонстрировать на нашей площадке бурный рост, что свидетельствует о высокой востребованности механизма ЗМО (закупки малого объема. – прим. ред.) на рынке. По результатам первого полугодия 2021 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на нашей площадке количество ЗМО выросло на 34%, их сумма – на 53%, количество активных заказчиков – на 18%. Мы ожидаем продолжение этого тренда вне зависимости от «оптимизационного» пакета. Если говорить о закупках «с полки», то на данный момент этот механизм широкого применения не нашел.

Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО «Российский Аукционный Дом»

  1. Разработка функционала площадки по «оптимизационному» пакету началась еще в прошлом году, и мы еще тогда приступили к корректировке своей площадки. Это позволяет нам оперативно адаптировать ее к изменениям в «оптимизационный» пакет. На текущий момент мы идем в графике и планируем в ноябре уже быть готовыми к интеграционному тестированию.
  2. Совместная работа так или иначе есть всегда: мы вместе формируем этот рынок, создаем эффективную практику его работы, взаимодействуем в рамках совещаний с Министерством финансов, Федеральным казначейством, ФАС. Мы понимаем, что в России формируется одна из уникальнейших и лучших моделей госзакупок в мире, при этом развивать современный рынок закупок можно только сообща, сближая свои позиции в видении дальнейшего развития системы и обмениваясь опытом по различным техническим вопросам.
  3. За неполные 4 месяца размещено порядка 230 процедур на 224 млн руб. (по состоянию на середину июля). Мы видим, что интерес к закупке малого объема в том виде, в каком он сейчас – крайне низкий. Безусловно, рынок ждет изменений и упрощения данной закупки, так как в противном случае она просто «ляжет на полку».

Источник: Цифровые закупки

back to news list СМИ о нас

Our partners